Детский дом г. Нижнекамска

Дом, в котором всегда тепло

 

 

   Детский дом. Нет необходимости упоминать о социальном неблагополучии общества, где есть подобные учреждения. И какие бы усилия не прилагали его сотрудники, как бы не старались создать для питомцев обстановку уюта, дружеских взаимоотношений, сколько бы не проявляли заботы о маленьких, и не очень, воспитанниках, с родительским домом, семьей равенство поставить нельзя. Главная проблема детдомовцев - их неприспособленность к большой жизни, неумение адаптироваться в обществе. Именно такую задачу - привить воспитанникам навыки самостоятельности - и ставит перед собой педагогический коллектив Нижнекамского детского дома.

   Что для этого необходимо в первую очередь? Разумеется, дать детям начала трудовых ориентаций. Здесь есть кабинеты ручного труда, домоводства, неплохо оборудованная столярно-слесарная мастерская. У воспитанников есть возможность выбора занятий по интересам. Они охотно осваивают музыкальные инструменты, секреты вязания, изготовления мягкой игрушки, других ремесел. И, надо сказать, добиваются впечатляющих результатов. Например, участницы международного конкурса "Рождественские фантазии" Наташа Демина, Кристина Шарова и Альбина Бугрова были награждены путевками в США. Альбина, будучи студенткой, учится на четвертом курсе Казанского педагогического колледжа. В нынешнем году она по приглашению снова побывала в Америке. Регина Ганеева заняла третье место, а республиканском конкурсе "Дружба народов - единство России", а Коля Кузнецов за хорошую учебу и участие в республиканских соревнованиях по авиамоделизму был награжден путевкой в Арабские Эмираты. Саша  Ходцов стал победителем Международного конкурса авторской песни, который проходил в Новосибирске. Высокие результаты показывают нижнекамцы и в спортивных соревнованиях различного уровня.

   Что ещё надо  в первую очередь? Методический совет разработал новую тему "Коллективные средства социализации воспитанников". И каждый год педагоги совместно с детьми работают над программами социальной адаптации последних в будущем. Их названия говорят сами за себя: "Совершенствование воспитательного процесса, направленного на подготовку к самостоятельной жизни и труду", "Формирование опыта социальных контактов детей - сирот с людьми в обществе, потребности и способности трудиться", "Формирование устойчивого нравственного иммунитета  к условиям социалистической среды". В прошлом и нынешнем учебных годах педагоги с детьми работали над программой "Социализация и личностное самоопределение детей - сирот и детей, оставленных без попечения родителей".

   Из 56 воспитанников детского дома круглых сирот только одиннадцать, остальные 45 так называемые социальные сироты. То есть обделенные заботой и вниманием здравствующих родителей. Они знают, что такое родной дом, семья. И в детском доме делается все для того, чтобы условия здесь были максимально приближены к домашним. Ребятишки размещены в группах квартирного типа, где есть большой уютный зал, спальни на 3 - 4 человека, комната для подготовки уроков, санитарный блок. У них есть все или почти все, чтобы научиться основным бытовым и санитарно - гигиеническим навыкам - от телевизора до стиральной машины. Мальчишки и девчонки регулярно берут книги в хорошей библиотеке, в 2004 году в детском доме открылся банно-прачечный комплекс, в котором размещены бассейн, фитобар, сауна, душевые тренажерный зал. Работает в доме стоматологический кабинет.

   Понятно, сколько забот у руководителя педколлектива. Нина Петровна Тихонова  работает здесь с середины 95 - го. Начинала в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, в сентябре 97 - го возглавила учреждение. Человек она в городе известный - депутат объединенного Совета, председатель группы депутатов - женщин.  Педстаж - 28 лет, руководитель высшей категории, заслуженный учитель Республики Татарстан. Её имя внесено в Золотой фонд образования Нижнекамска, в энциклопедию "Лучшие люди России", она награждена Почетной грамотой РФ. О своей работе говорит с увлечением, некоторой даже страстью.

   - Нина Петровна, - а ваши дети учатся в обычной городской школе?

   - Конечно, 44 воспитанника занимаются в школе № 12, которая у нас, как говорится, под боком. Один мальчик учится в кадетской школе - интернате, одна девочка - в юридическом лицее № 14, по одному - в предпрофессиональном медицинском классе школы № 27, спецшколе - саде № 71, казанских школах - интернатах № 4 и 7.

   - Успешно?

   -Успеваемость у нас стопроцентная.

   - А дальше?

   - За одиннадцать лет мы проводили в большую жизнь 49 выпускников. Все они продолжили учебу в учреждениях начального и среднего специального профобразования. В прошлом году учебные заведения закончили 25 человек, 12 из них трудоустроились, трое наших ребят демобилизовались из армии и работают, двое

 призваны на службу в прошлом году, пять выпускниц вышли замуж и сейчас находятся в декретном отпуске.

   - Острая тема для наших детдомовцев появление ребятишек.

   - Мы ясно осознаем, что никакое  учреждение не может, а полной мере заменить ребенку семью. Поэтому педколлектив принимает все усилия по возвращению его в кровную семью, передачу в приемную семью или под опеку. Мы смогли возвратить  в родную семью 28 ребятишек, 26 передать в приемную. Под опеку взяты 15 детей, 11 усыновлено.

   - А как у вас организован летний отдых ребят?

   - Согласно постановлению кабмина РТ воспитанники детдомов имеют возможность летом отдыхать в загородных оздоровительных лагерях за счет республиканских средств. Наши дети с удовольствием туда ездят. Кроме того, они успевают  вырастить урожай в своем огороде, который примыкает к территории. Под руководством специалиста они делают грядки, выращивают рассаду, ухаживают  за растениями. Ежегодно активно работают в питомнике Кызыл - Юлского лесничества. В 2004 году наши ребята за высокие успехи в этом были награждены на республиканском смотре - конкурсе учебно-опытных участков Почетной грамотой министерства образования РТ.

   Одним словом, все без исключения сотрудники стараются не только сделать наш общий дом по - настоящему теплым, но и привить детям те качества, которые им будут необходимы в самостоятельной жизни.

   А опыта сотрудникам учреждения не занимать. Есть здесь педагоги с высшей и первой квалификационной категорией, двое носят звание "Заслуженный учитель школы РТ", один преподаватель является отличником профтехобразования Российской Федерации.

   Все тепло сердец отдают чужим детям Т.Ежова, Н.Васильева, Ю.Галимова, Л.Кудряшова, Г.Хабибуллина, Т.Ратникова, Н.Исламова и остальные педагоги.

   Конкретную действенную помощь оказывают детскому дому производственники, руководители предприятий, различных фирм, частные дела. В том числе руководство наших флагманов индустрии "Нижнекамскнефтехима" и "Нижнекамскшины", администрации "Нижнекамскпродмаркета", "Водоканала", фирмы "Бахетле - Агро", ООО "Камнефтепродукт", ООО "Гранд - Сервис", ООО "Кама - Лизинг", В.Аппаков и многие другие нижнекамцы, чьи души умеют сопереживать.

   Для части воспитанников с окончанием школы наступила пора самостоятельности. Но эти юноши и девушки не оборвут связь с домом, ставшим для них родным.

Полезная информация: Ззнакомство с кошками породы Донской сфинкс; Средства измерения плотности жидкости; Продвижение отечественного персонального компьютера; Фантастика; Отрывки из письма Александры Яковлевны Колчевой; Маленькие весы;